МБОУ ДОД г.Астрахани «Дом детского творчества «Успех» Управления по образованию и науке администрации города Астрахани - одно из крупных в городе многопрофильное учреждение дополнительного образования детей.
Директор - Каблукова Людмила Николаевна
Изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах привели к переоценке привычных ценностей, к новым формам общения педагога и ребенка, новым формам обучения и воспитания как во всей системе образования, так и в дополнительном в частности.
Не одно поколение трусовчан помнит Дом пионеров, который многим дал путевку в жизнь, оставляя за собой право растить новые таланты. И вот уже 55 лет это учреждение, сохраняя дух и замечательные традиции, достойно продолжает решать задачи воспитания и обучения нового поколения. И хотя изменялось название учреждения, но очень важно, что сохранилось в нем самое важное слово - дом, от которого веет отеческим теплом и надежностью.
Более 25 лет директором Дома детского творчества «Успех» является Людмила Николаевна Каблукова, отличник просвещения, обладатель гранта мэра и памятного знака «Подвижничество». Как руководитель она понимает, что будущее развитие учреждения за современными психолого-педагогическими технологиями. Именно поэтому она смогла профессионально, грамотно пересмотреть некоторые направления деятельности педагогического коллектива и сменить модель общения с ребенком на личностно-ориентированную. Она уверена, что именно такая модель предусматривает взаимодействие педагога и ребенка по кардинально новой трактовке процесса обучения и воспитания: обучать, воспитывать, развивать – значит приобщать ребенка к миру человеческих ценностей.
Результатом этой работы стал педагогический опыт коллектива «Система работы по развитию творческого потенциала», который был рассмотрен на городском методическом совете комитета по образованию и науке. Директор и заместитель директора Татьяна Владимировна Голованова получили высокую оценку на презентации их опыта. И следующий опыт, который представила заместитель директора по методической работе Тамара Николаевна Решетникова: «Работа педколлектива по методическому обеспечению профессиональной компетенции педагогов», ярко продемонстрировал на совете новые подходы, формы методической деятельности учреждения. А педагог Татьяна Васильевна Багдалова презентовала опыт работы «Патриотическое воспитание на занятиях творческого объединения «Юный краевед», получив свидетельство об обобщении опыта от комитета по образованию и науке.
Людмила Николаевна всячески поддерживает инициативу всех публичных представлений и презентаций опыта работы педагогов, стремится создать команду единомышленников, энтузиастов – мастеров своего дела, которые говорят своему руководителю: «Мы вам верим!». А это дорогого стоит – верить в общий успех дела. Видимо, главной заповедью для себя Людмила Николаевна считает создание в коллективе климата взаимного доверия, доброты и гармонии потому, что только в таких условиях ребенок раскроется для других, а главное – для себя. И только тогда у него появятся возможность и желание творить. Поддержка любых творческих проявлений детей – вторая заповедь в работе Людмилы Николаевны. Она настойчиво и кропотливо учит своих педагогов умению заметить, разглядеть талант и способности ребенка, поддержать его так, чтобы из искорки вспыхнул огонь.
И, что очень важно, определить главную цель: воспитать ребенка-созидателя, ребенка-творца. Она убеждена, что уметь творить – значит уметь выразить себя, свою индивидуальность. Поэтому ярким праздником стало проведение рождественских встреч, где самому успешному воспитаннику вручается памятный знак. Может быть, именно здесь, на этих встречах, принародно, в кругу педагогов, родителей, детей видна главная стратегия руководителя – вера в своих воспитанников, искренняя радость их удачам и победам, отличная возможность гордиться общими успехами. А может быть, именно такие встречи и помогают следовать одной простой истине: мы можем воспитать Человека.
Большая любовь к детям, к делу, она и есть гарантия успешной работы коллектива. Третья заповедь руководителя – свобода в выборе и принятии решений. Для педагога-творца свобода просто необходима. Тактичное предложение, вариативный совет помогают коллегам выбрать более эффективные средства для решений проблем и реализации творческого замысла. Результатом этого стали проекты создания клуба «Дорожная азбука», единственного в области центра методического обеспечения, площадки летнего оздоровления детей «Кабардинка», школы творческой ориентации «Чудотворы», школы развития «Росток», творческого объединения «Умники и умницы». Конечно же, создать такую творческую команду было непросто. Но Людмила Николаевна не только сделала это, но и смогла помочь своим коллегам сформировать такую модель воспитания и обучения, на основе которой педагогика сотрудничества стала эффективнее, а главное, качественнее и результативнее. Заместители Людмилы Николаевны Т.В. Голованова, Т.Н. Решетникова, методист Л.В. Аксенова под научным руководством кандидата педагогических наук Л.М. Миляевой стали разработчиками воспитательной системы «России сердце открываю».
По итогам городского смотра-конкурса она заняла I место среди учреждений дополнительного образования и вышла на областной конкурс по отбору лучших управленческих практик «Лидеры образования. Время эффективных перемен» и показала себя как настоящая гуманистическая система идей, взглядов, современных подходов к обучению, воспитанию и здоровью детей.
Людмила Николаевна, развивая и поддерживая инициативу коллег, прекрасно осознает, что только творческая личность педагога способна развить творческие задатки ребенка. Она и сама – творческая личность, современный педагог и организатор. Ее цель – устремленность, высокий профессионализм и ответственное отношение к своему делу снискали уважение и авторитет в городе и области. Она – член совета директоров учреждений дополнительного образования, эксперт главной аттестационной комиссии министерства образования области.
Говорят, что успех руководителя – это результат деятельности всех членов коллектива. Людмила Николаевна старается создать необходимые условия для успешной работы. Она задействует творческий потенциал родителей, привлекает внимание дедушек и бабушек, чтобы Дом творчества стал настоящим домом радости.
Дом детского творчества «Успех» - это открытая педагогическая арена для проведения городских совещаний, семинаров, методических объединений педагогов города, где Людмила Николаевна вместе с коллегами на самом высоком методическом уровне дает мастер-классы, учит действовать неординарно, чтобы достучаться до сердца ребенка, вселить в него веру в свои силы и надежду на успех.
Такая жизнеутверждающая сила коллектива заставляет поверить в то, что дополнительное образование, полученное ребятами в творческих объединениях, студиях, ансамблях, клубах, станет их главным маршрутом к успеху во взрослой жизни.
В ДДТ "Успех" для свободного выбора детям предоставлены 37 наименований различных форм объединений. Все вышеназванные детские творческие объединения занимаются по образовательным программам 6-ти направленностей:
- художественно – эстетической;
- социально – педагогической;
- культурологической;
- физкультурно-спортивной;
- эколого – биологической;
- туристко – краеведческой
Эти направленности образуют единство обучения, воспитания, самовоспитания, развития и социализации личности воспитанника.
Дополнительное образование детей признано Российским законодательством образовательной системой, имеющей право на определение содержания, предлагаемого детям в соответствии с требованиями Закона РФ «Об образовании» и Типового положения об учреждении ДО детей на основе принципов, зафиксированных в Уставе учреждения. Образовательный процесс в МБОУ ДОД г.Астрахани «Дом детского творчества «Успех» строится на принципах гуманизма, демократизации, индивидуализации, педагогики сотрудничества.
Дом детского творчества является многопрофильным учреждением и осуществляет несколько различных направлений деятельности, которые объединены общей целью, принципами, концептуальными подходами, но различны по содержанию, направленности и технологиям обучения. При этом основным является учет потребностей детей и родителей как основных заказчиков (до 75% детей выбирают направление, исходя из своих интересов и потребностей).
2/3 учащихся составляют учащиеся школ, 1/3 – дошкольники, студенты, рабочая молодежь в возрасте до 18 лет.
С точки зрения полноценности развития ребенка мы рассматриваем пространство воспитания и дополнительного образования ДДТ как открытую, саморазвивающуюся систему, обеспечивающую целостность, системность развития личности в процессе освоения дополнительного образования: обучения, воспитания и развития.
Миссия ДДТ «Успех:
- удовлетворение потребностей района в здоровой, духовно-богатой, творческой личности, подготовленной к жизни в обществе, ценностно – значимыми приоритетами которой, являются общечеловеческие ценности;
- стать методическим центром УДО района, координировать их усилия по воспитанию детей с целью создания единой воспитательной системы района.
Дом детского творчества выполняет целый ряд функций:
- образовательно-воспитательная;
- научно-методическая;
- культурно-досуговая;
- просветительская;
- рекреационно-оздоровительная;
- социально-педагогическая;
- диагностическая.
Продолжая успешно реализовывать образовательные и досуговые программы, педагогический коллектив постоянно ищет новые формы и направления работы, думает о своем развитии и перспективах своего развития.